Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. - Уфа, Китап, 2009. - 744 с. Страница 518.

518 САЛАВАТСКИЙ РАЙОН вует. Но она была известна П. С. Палласу, который упо­ минал ее в своих записях. Из д. Бикбулат путешественник доехал до другой башкирской деревни под названием Шайтан-аул (Азналино), состоящей «из нескольких рас­ сеянных дворов»73. Обратный его путь к Шайтан-аулу был тот же, что и прежде, как он сам писал об этом. «Обита­ ющие тут башкирцы употребляют окрестные поля с поль­ зою, — продолжает он, — пашут много пашни и высевают от 40 до 50 пудов хлеба. Пашут татарским плугом, запря­ гая четыре или шесть лошадей. На новизне сеют они 2 года ячмень, 2 года овес, 2 года озимую рожь, еще 1—2 года — яровое, а после принимаются опять за новую степь. Пшеницу и гречухи они не знают»74. Таким обра­ зом, башкиры тех мест продолжали практиковать залеж­ ную (переложную) систему земледелия.

В последние годы на страницах республиканской периодической печати появлялись статьи и заметки о предполагаемой родословной Салавата Юлаева. Думается, что будет уместно высказать свое отношение к ним. Подчеркну, что авторы этих публикаций искренне стремятся к истине, имеют добрые намерения. Однако почти все авторы еще далеки от поставленной цели. Причина неудачи — отсутствие выявленных источников.

Чтобы обосновать свою ошибочную концепцию о том, что Юлай Азналин, его отец и дети, происходив­ шие из Куваканского рода, были припущенниками Шайтан-Кудейской волости, один из авторов (Р. Ш. Ва­ хитов), исходя из неверного понимания сути Указа от 11 февраля 1736 г., разрешившего продажу башкирских земель, приходит к следующим необоснованным выво­ дам: 1) вопреки его утверждениям, Указ не лишил башкир их вотчинного права на землю; 2) как будто до названного документа не определялись границы башкирских волос­ тей, что дало возможность, по мнению этого автора, проживать башкирам разных родов в «одном месте», а однородцам — в разных родах-волостях. Такое следует считать исключением, а не правилом. Трагическая судьба куваканцев заключалась почти в добровольном лишении самих себя родовых вотчин путем их систематической продажи или сдачи в аренду. В итоге все башкиры Кува- канской волости, кроме ее одной деревни, еще в 60-х гг. ХУШ в. стали припущенниками других волостей. Такая же участь постигла и башкир Сызгинской волости (юг Свердловской области), на вотчинных землях которых возникло немало заводов; 3) на основе выше приведен­ ных предположений, по его мнению (эти примеры были единичными, поэтому мнение автора не находит у нас поддержки), без никакого документального обоснования активный повстанец и один из предводителей башкир­ ского восстания 1735—1740 гг., старшина Куваканской волости Аднабай Карагузин (Азнали-бай — по Вахитову, чтобы уподобить его имя с фамилией Юлая Азналина), его отец Карагузя Акаев (Акаков), дед — Акай Камакаев (участник восстаний 30-х гг.), прадед — Камакай Бикку­ лов, упоминается в документах за 1706 г.75, объявляется 73 Паллас П. С. Указ. соч. С. 59.

74 Там же. С. 64—65.

75 МИБ. Т. 3. С. 25, 29, 31 (Камакай Биккулов, его сыновья Трупберды, Кусяк Камакаевы), 226—253 (Акай Камакаев и др.); Т. 4. Ч. 1. С. 128 (Карагузя Акаков). Об Аднабае Карагузине см. МИБ. Ч. 1. С. 310, 382, 386, 390, 396 и др.

отцом старшины Шайтан-Кудейской волости (с 1763 г., а в 1760—1762 гг. им был Иштуган Мишаров, а до него — Шаганай Барсуков и др.) Юлая Азналина и дедом Салава­ та Юлаева; 4) родовая деревня Юлая Азналина и шайтан- кудейцев никогда не называлась Аднабаево или Азнабае- во, во всех источниках она — Адналы или Азналы (Шайтан). При существовании старинной д. Адналы, обозначенной на картах 1737 г. (см. Приложение к «Мате­ риалам по истории Башкирской АССР». Т. 4. Ч. 2), у Красильникова и Рычкова 1755 г., служившей центром Шайтан-Кудейской или Шайтанлярской волости, поэтому ранее называвшаяся Шайтан, куваканец Адна- бай-Азнабай Карагузин продолжал быть старшиной Куваканской волости. Обосновавшись как будто в этой деревне, он управлял волостью, находившейся не смежно с шайтан-кудейцами, а далеко через территорию несколь­ ких волостей. С началом репрессий против повстанцев Азнабай оказался в Средней казахской орде, вместе с Карасакалом и другими повстанцами. Вернувшийся на родину после амнистии Азнабай занимался делами не шайтан-кудейцев, а куваканцев: в 1756 г. участвовал вместе с отцом и другими в продаже куваканских вотчин­ ных земель владельцам Катав-Ивановского завода76, возникшего на вотчине Трухменского аймака Кудейской волости. Теперь сравните: в то же самое время шайтан- кудеец Юлай Азналин резко выступает против продажи некоторыми одновотчинниками во главе с отставным с 1743 г. старшиной Шаганаем Барсуковым земель к стро­ ящемуся Симскому заводу77. Выходит, что выдуманный отец (Аднабай Карагузин) разбазаривает вотчинные земли одной волости, а его мнимый сын (Юлай Азналин) оберегает земельные угодья другой волости. Возможно ли такое, логично ли? Если бы Юлай Азналин был кувакан- цем по происхождению, то какой резон ему, будучи рядо­ вым, а не старшиной, становиться защитником кудей- ских интересов?

Несостоятельность суждений вышеназванного автора подтверждается неидентичными по форме тамгами пред­ ставителей двух волостей. Ничего общего мы не видим между тамгами Юлая Азналина и его мнимого прадеда Ака-муллы Камакаева. Отсюда напрашивается вывод: тамги двух родов-волостей категорически отрицают их кровное родство78. Следовательно, родовая д. Азналы- Шайтан и дочерние дд. Юлаево и Текеево Шайтан- Кудейской волости никак не могли принадлежать Кува­ канской волости. Юлай Азналин, его дед Азналы, сын Салават были настоящими коренными шайтан-кудей­ цами, не имевшими никакого родственного отношения к куваканцам (Аднабай — Карагузя-Ака — Камакай — Биккул), проживающими далеко от их волости.

Но в другом, пожалуй, прав не только Р. Вахитов, но и Р. Исламшин. Отдельными авторами ведутся поиски и публикации материалов ревизии 1816 г. и статей, посвя­ щенных женской линии родословной Салавата Юлаева и его сыновей. Оставив без внимания женское поколение этого шежере из-за отсутствия материалов для его сравне­ 76 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 128.

77 Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 166-171, 595.

78 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1.Д. 1180; МИБ. Т. 3. С. 222,513, 565, 572; Крестьянская война 1773 — 1775 гг. на территории Башки­ рии. С. 305,318, 327,329, 481.

Страницы:

Обложка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
Закрыть